55 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Флорентийская мозаика фото

Флорентийская мозаика в интерьере

Отделка помещения флорентийской мозаикой позволяет воплотить в жизнь самые необычные решения. Это стильное оформление комнаты, за счет материала она становится уникальной.

История

Commesso – второе имя флорентийской мозаики. Это техника создания картин с тонкими кусочками ярких цветных полудрагоценных камней, разработанная во Флоренции в конце 16-го века. Наиболее распространенными камнями для ее производства являются агат, кварц, халцедон, яшма, гранит, порфир, лазурит. Дизайн commesso для столешниц и небольших стеновых панелей варьируется от символических цветов до пейзажей. Работа выполняется с кропотливой заботой и чувствительностью к художественному объекту.

Первый записанный экземпляр этой техники появился в конце 14 века во Флоренции, он находился у герцога Медичи. В 16-м веке Франческо-I нанял нескольких известных итальянских художников для создания панно. Искусство начало развиваться быстро. В 1588 году преемник Франческо, Фердинандо-I, основал мастерскую для камня Opificio delle Pietre Dure в качестве постоянного места для проведения мастер-классов. Первая группа нанятых художников усовершенствовала искусство Commesso в весьма иллюзорной перспективе. Мастерская существовала в 17-м веке. В ней производили украшения для семейных погребальных часовен.

К началу 18-го века работа по сборке мелких деталей пользовалась спросом во всей Европе. Флорентийские ремесленники оформляли залы европейских судов. Мастерская продолжала работать благодаря поддержке государственного института в XX веке. В ней создавали произведения высокого технического и художественного качества в 1920-х годах.

Флорентийское мозаичное искусство является одной из художественных конвенций, которые процветали во Флоренции в эпоху Возрождения. Его история наполнена богатой традицией новаторской среды: архитектурой, дизайном, живописью, скульптурой. Столица региона Тоскана стала именоваться Колыбелью Возрождения. Она считается самым значительным городом с точки зрения его влияния на итальянский ренессанс.

Золотой век флорентийского искусства начался на рубеже второго тысячелетия. Флоренция сыграла важную роль в реализации идеалов эпохи Возрождения по всему миру из-за множества талантливых художников. Она финансировала и поощряла многих ремесленников, позволяя их талантам появляться.

Материалы

Для создания мозаики изначально использовали только драгоценные и полудрагоценные камни. С развитием ремесла умельцы добавили популярные и прочные искусственные материалы. Мозаика из камней долговечна, природная яркая краска не выцветает от попадания солнечного света. Натуральный камень сохраняет насыщенность цвета. Плавный переход оттенков на материале помогает мастеру выполнить композицию, схожую с оригиналом картины.

Классический пример использования: темный мрамор для фона в сочетании с яшмой, аметистом, бирюзой создаст нужный контраст. Элементы становятся ярче на плоскости черного цвета. Следы на камнях (штрихи, разводы, пятна) – основа этой техники. Секрет мастеров в изменении оттенка рабочего инструмента – воздействие температуры. Прогретый мрамор приобретает нежную розовую гамму, халцедон становится ярче после нагрева. Для работы подбирают пластины, которые имитируют листву деревьев с прожилками, для изображения животных – камень с рисунком ворсинок.

Стекло

Стеклянная поверхность панно обладает гладкой, целостной структурой. Используется для украшения декоративного искусства, конструкций и мебели.

Стеклянная мозаика обычно делится на две подкатегории: для украшения стен и потолков, декора мебели и аксессуаров. Художественная форма возникла в 1500-х годах в эпоху Ньяуньяна. Стеклянная мозаика сочетается с драгоценными и полудрагоценными камнями.

Керамика

Картины или отделка, выполненные из керамики, имеют следующие достоинства:

  • прочность, твердость;
  • отличное сопротивление износу;
  • низкую теплопроводность;
  • коррозионную стойкость;
  • электрическую изолированность;
  • химическую стойкость;
  • отличную отделку поверхности.

Флорентийскую технику используют чаще из керамики для создания панно на стенах или полу.

Материал бывает глянцевым и матовым. Зеркальную поверхность используют для стен, компоненты без блеска рекомендуется укладывать на пол.

Завершающим этапом мозаики из керамики выступает затирка. Ее роль состоит в соединении элементов.

Особенности

Работа, выполненная флорентийским методом, выглядит безупречно. Детали создают ровную поверхность отделки. Подобранные по размерам кусочки материала скрывают швы. Шлифовка камней, стекла, керамики заставляет поверхность сверкать.

Флорентийская мозаика отличается изобилием расцветок. Белый, черный, красный, изумрудный, коричневый, желтый, синий тона позволяют создать любое произведение искусства.

Материалы, используемые для выполнения такой техники, обладают особыми качествами:

  • Влагостойкость. Водостойкость не позволяет воде проходить через панно. В случае если влага попадет на изделие, с задачей справится обычная губка. Не стоит переживать о появлении плесени или коррозии. Эти материалы используют для облицовки бассейнов, они выдерживают воздействия водной стихии.
  • Морозоустойчивость. Морозостойкость мозаики особенно важна для тех, кто собирается украсить внешние открытые участки на улице. Оформляют во флорентийском стиле крыльцо, беседки. Под воздействием снега или весом слоя льда материал останется целым.

  • Уникальность. В природе не существует одинаковых предметов. Если нужно скопировать композицию в стиле флорентийской технике, то полного сходства не произойдет. Второго такого рисунка не получится.
  • Долговечность. Камень, керамика, стекло сохраняют насыщенность оттенков десятки лет. Картина, нарисованная красками, подвергается реставрациям, эти прочные материалы будут показывать переливы красок на протяжении всего срока службы.

Однако произведения, выполненные во флорентийском исполнении, являются долгой и сложной работой. На создание эксклюзивного полотна нужно не менее двух месяцев. Позволить такую роскошь в доме могут люди с достатком. Ведь стоить такое полотно будет недешево.

Украшение флорентийской мозаикой применяется сегодня в церкви, а также для декорирования предметов дома. Панно, похожие на живописные картины, украшают стены больших залов, кабинетов, гостиных.

Изготовление

Мастер выполняет кропотливую работу с огромным терпением. Каждый кусок материала отличается по размеру. Его вырезают, формируют, подвергают механическим воздействиям. Затем снова измеряют и повторно обрабатывают до тех пор, пока он не будет полностью соответствовать размерам для соединения с соседней деталью. Ремесленники нередко работе посвящают часы, чтобы получить один кусочек «головоломки».

Читать еще:  Как выбрать моющуюся краску для стен?

Процесс выполнения техники разделяется на три этапа:

  • выбор материала;
  • сбор мозаики (прямой или обратный);
  • полировка поверхности.

Подбирая камни, стоит учитывать свойства породы, поскольку каждый минерал обладает оптическим характером. Это пористость, гладкость, яркость, насыщенность цвета.

Чтобы понять, как будет выглядеть изделие после полировки, материал нужно смочить водой.

В 21 веке за счет цифровых технологий выполнить такую работу можно быстрее. Лазерный луч переносит изображение с компьютера без лишних погрешностей и оставляет нужный запас по краям элемента.

На подготовленных предметах делают разметки и режут детали на станке. Толщина готовых пластин достигает 2-3 мм. Доработка частей происходит на станке для шлифования деталей. Обратный метод для сборки картины – укладка элементов лицевой стороной вниз, используя трафареты. Собранную основу закрепляют клеем с изнаночной стороны. Этот способ применяют для объемных работ. Завершающим штрихом является шлифовка готовой поверхности.

Метод прямого набора изображения – укладка деталей на объекты (столешницу, сундук, шкатулку). Опытные мастера производят укладку фрагментов при помощи закрепляющего слоя. Все выложенные элементы на поверхности обрабатывают полировочной пастой. Полировку выбирают разную в зависимости от рабочего материала. Завершающая отделка показывает блеск, переливы оттенков на художественной композиции.

Флорентийскую мозаику в интерьере применяют люди с высоким статусом. Такое оформление можно встретить в отделке ванной комнаты, бассейна и предметов быта, она подчеркивает наличие вкуса.

Еще больше информации о флорентийской мозаике смотрите в следующем видео.

Флорентийская мозаика: изготовление

Ярким декоративным приемом, способным привнести в интерьер или экстерьер неповторимый шик, является применение мозаики. Зародившееся на Древнем Востоке это сложное, трудоемкое искусство переживало периоды расцвета и забвения, а сегодня занимает достойное место среди приемов отделки помещений и предметов обстановки. Мозаика — это наборное изображение из кусочков камня, керамики, смальты, цветного стекла. Одна из многочисленных техник изготовления мозаики носит название флорентийской.

История возникновения техники

Она зародилась в Италии XVI века и своим развитием обязана знаменитому семейству Медичи, чьи представители всегда покровительствовали художникам и мастерам прикладных искусств. Герцог Фердинанд I ди Медичи основал первую профессиональную мастерскую, пригласив лучших камнерезов со всей Италии и из других стран. Добыча сырья не ограничивалась только местными ресурсами, ведь закупки производились в Испании, Индии, странах Африки и Ближнего Востока. Для мастерской была собрана огромная коллекция полудрагоценных камней, запасы которой используют и сегодня.

Изготовление мозаик приносило огромную прибыль и считалось стратегически важным производством для Италии тех лет. Три столетия эти мозаики были популярны по всей Европе: дворцы правителей и знати непременно использовали в своем убранстве роскошные флорентийские «картины из камня». Лишь к середине XIX века этот вид декоративной отделки постепенно вышел из моды.

Становление и развитие стиля в России

Сложность технологического процесса, длительность изготовления (над отдельными произведениями мастера работали по нескольку лет) и использование полудрагоценных камней делали это искусство элитарным, придворным. Далеко не каждый королевский двор мог позволить себе содержание подобной мастерской.

Русские умельцы освоили и развили эту технику при царице Елизавете Петровне, и многие их работы достойно конкурировали с итальянскими образцами. Развитие этого стиля в России связано с именем мастера Петергофской гранильной фабрики Ивана Соколова, прошедшего обучение во Флоренции. Он виртуозно использовал сибирские яшму, агат, кварц. Сохранились воспоминания современников о его работах, где выложенные из камней цветы казались живыми и благоухающими.

Основными центрами по работе с флорентийской мозаикой становятся Петергофская, Екатеринбургская фабрики и Колыванский камнерезный завод на Алтае. Русские камнерезы начинают широко применять красивейший уральский самоцвет малахит, обладающий выразительным рисунком, и высокотвердые алтайские минералы, обработка которых возможна только с алмазным инструментом.

В дальнейшем именно художниками Колыванского завода для вокзала в Барнауле было создано одно из самых крупных панно (площадью 46 кв. м. ), выполненных в данной технике.

Множество прекрасных мозаичных «картин» украшают стены Московского метрополитена и делают его гордостью столицы.

Особенности

Флорентийский метод укладки мозаики отличается высокоточной подгонкой деталей, когда между различными по форме каменными элементами не видно швов и линий стыка. Тщательная шлифовка создает идеально ровную единую поверхность.

Созданная из натуральных камней, эта мозаика потрясающе долговечна, яркие краски не тускнеют со временем и не выцветают от солнечных лучей. Плавные цветовые переходы позволяют добиться сходства с настоящей картиной, а не с инкрустацией. Очень часто итальянские мастера использовали для фона черный мрамор, на контрасте с которым другие камни загорались еще ярче.

Природная богатая окраска камня: переходы его тонов, прожилки, пятна, штрихи являются основным изобразительным средством этой техники. Излюбленными материалами для производства флорентийских мозаик были высокодекоративные камни: мрамор, яшма, аметист, сердолик, халцедон, лазурит, оникс, кварц, бирюза. Итальянские мастера изобрели уникальные технологии их обработки, например, воздействие температуры позволяло камню приобрести нужный цвет. Прогретые куски мрамора становились нежного розового оттенка, а халцедон усиливал блеск и яркость красок.

Каждая каменная пластина подбиралась мастером не только по цвету, но и по текстуре: для мозаики с изумрудной листвой надо было найти камень с похожими зелеными прожилками, для изображения меха — минерал с имитирующим его ворсинки рисунком.

Флорентийские мозаики активно использовались в церковном убранстве для отделки полов, ниш, порталов, а также декорировали предметы светского интерьера: столешницы, элементы мебели, различные шкатулки, безделушки. Большие панно, подобные живописным полотнам, украшали стены парадных залов, кабинетов и гостиных.

Читать еще:  Все о шлифовальных машинах DeWalt

Метод изготовления

Процесс изготовления флорентийской мозаики можно условно разбить на три этапа:

  • заготовительные операции — выбор качественного сырья, разметка камня и его нарезка;
  • набор элементов мозаики — существуют два способа: прямой и обратный;
  • финишная отделка — доводка и полирование изделия.

Выбирая камень, очень важно знать и учитывать его свойства, поскольку от этого зависит направление реза. Каждый минерал обладает индивидуальными оптическими характеристиками, по-особому переливается на свету и имеет свою структуру. Камень обязательно смачивают водой, тогда он становится ярким, как после полировки, и можно понять, как будет выглядеть готовое изделие.

Отобранные камни размечаются и режутся на специальном станке. Во время этого процесса обильно льют холодную воду для охлаждения пилы и тщательно следят за соблюдением техники безопасности. Элементы вырезаются с запасом на обработку стыков.

В наш век цифровых технологий все чаще применяется лазерная резка, переносящая рисунок с компьютера без погрешностей и с необходимым запасом.

Флорентийские мастера вырезали нужные фрагменты из тонких, толщиной в 2-3 мм пластинок с помощью особой пилы — своеобразного лука из согнутой упругой вишневой ветки с натянутой проволокой. Некоторые умельцы продолжают использовать этот аутентичный инструмент и сегодня.

Доводка отдельных деталей по контуру производится на шлифовальном станке с помощью карборундового круга или алмазной планшайбы, вручную дорабатывается алмазными надфилями.

При сборке элементов в общую картину обратным методом фрагменты мозаики укладываются лицевой стороной вниз по трафаретам и закрепляются с изнанки клеящим составом на основу (например, из стекловолокна или кальки). Эта технология удобна для создания масштабного проекта: собранные таким образом крупные части из мелких элементов затем монтируются по месту. Этот способ также позволяет шлифовать лицевую поверхность мозаики в условиях мастерской.

Техника прямого набора представляет собой укладку фрагментов рисунка сразу на постоянную основу. Старые мастера по месту выкладывали на выровненном закрепляющем слое куски нарезанных каменных пластин. Сегодня прямой набор, как и обратный, чаще всего делается в мастерских на основу из стекловолокна, а затем переносится на объект.

Собранное изделие обрабатывается с помощью доводочных и полировальных паст. Для разных пород камня используются различные полирующие составы, в зависимости от физико-механических свойств минерала.

Финишная отделка придает камню восхитительный блеск, раскрывает все его переливы и оттенки.

Использование флорентийской мозаики сегодня

Высокую декоративность флорентийских мозаик давно оценили архитекторы. В советский период использование различных видов мозаики для общественных помещений переживало свой расцвет. В основном панно делали из смальты, но флорентийский метод также не был забыт и активно применялся. А поскольку эта техника наиболее долговечна, так как годы не властны над каменными картинами, то они до сих пор выглядят как новые.

В современных интерьерах правильно подобранная флорентийская мозаика не будет выглядеть чужеродным и устаревшим элементом. Великолепные узорные панно для стен и пола в холле, ванной, кухне можно вписать как в классический стиль, так и в модерн, они оживят строгий хай-тек или лофт. Прекрасно будут смотреться мозаичные полотна и в отделке бассейна или террасы в загородном доме.

Интересно смотрятся и малые формы данной мозаики: декорирование шкатулок, зеркал, подарочных письменных наборов для кабинета и так далее.

Эта техника также широко используется в ювелирном деле: крупные броши, серьги, перстни, кулоны с наборным каменным рисунком несут в себе особую притягательность натурального материала.

Несмотря на технологический прогресс, метод флорентийской мозаики все равно остается трудоемким и рукотворным, поэтому эти произведения достаточно дороги, а цена лучших образцов сопоставима со стоимостью шедевров классической живописи.

Еще больше об искусстве «каменной живописи» в следующем видео рассказывает мастер.

Pietra dura или флорентийская мозаика

Pietra dura («поделочный камень» — ит.) — техника инкрустации поверхностей полированными пластинами из поделочных, полудрагоценных, драгоценных камней и мрамора, которые подбираются с учетом их естественного рисунка, вырезаются по контуру изображения и плотно подгоняются друг к другу образуя орнамент или картину.

Самый ранний из найденных артефактов где была использована подобная техника — т. н. «штандарт из Ура» относится к III тыс. до н. э.

Начало непрерывной традиции техники отделки полов и стен интерьеров штучной мозаикой из камня относят к античной технике opus sectile , которая развивалась и в византийскую эпоху.

В XII–XIII веках активно развивалась в Риме династией Космати и получила название «косматеско» .

Расцвет техники произошел во Флоренции XVI века, когда в 1588 году Гранд Дюк Тосканы Фердинандо I Медичи открывает Galleria di’Lavori — мастерскую обработки драгоценных и полудрагоценных камней.

Главной задачей Galleria di’Lavori (совр. — «Opificio delle pietre dure») было создание внутреннего убранства Cappella dei Principi — усыпальницы семейства Медичи:

Усовершенствованную камнерезами Медичи античную технику opus sectile называли «opera di commessi medicei» или впоследствии — «commesso in pietre dure».

«Commesso» — по-итальянски — «состыкованный»: торцы каменных пластин обрабатывались настолько точно и прилегали друг к другу так плотно, что стык между ними был едва заметен. Такая техника не нуждалась в какой-либо несущей основе, как это было с opus sectile, где камни приклеивались на мраморные доски.

Мастерская, основанная Медичи занималась резьбой по камню вплоть до конца XIX в., когда переориентировалась на реставрацию старых работ. В этом качестве она существует до сих пор.

Для флорентийской мозаики используют поделочные и полудрагоценные камни: агат, аметист, голубой и зеленый авантюрин, сердолик, яшму, лазурит, малахит, содалит, тигровый глаз, змеевик, халцедон, гематит и другие. В качестве фона обычно применяют мрамор.

Читать еще:  Клей «Бустилат» фото

В начале XVII века образцы флорентийской мозаики попадают в Индию , где техника находит собственный путь. Здесь это искусство называют «парчинкари».

Парчинкари отделано надгробие Мумтаз-Махал в Агре:

Искусство парчинкари развивается в Индии по сей день:

В России используется термин «штучная мозаика» или «флорентийская мозаика».

История флорентийской мозаики в России связана с деятельностью основанной Петром I в 1720-е гг. Петергофской гранильной фабрики. Расцвет флорентийской мозаики здесь начался с 1847 года, когда во флорентийскую частную мастерскую Гаэтано Бианкини был направлен для обучения мозаике мастер Иван Соколов. Он изучал саму технику резки и набора, станки, инструменты. Соколов посетил также и Opificio delle pietre dure.

В 1848 году на фабрике организовано отделение для исполнения мозаичных полов «в античном стиле»: для Исаакия, Петергофских дворцов и Нового Эрмитажа.

Исключительными по живописности и трудоемкости работами фабрики были декоративные вставки для трех шкафчиков, выполненных по заказу Александра III для его супруги. Все они были выставлены на Всемирной Колумбовой выставке 1893 г. в Чикаго.

Генеральный комиссар русского отдела выставки, директор Страсбургского художественного музея проф. А. Шриккер писал в отчете:

«Эти три кабинетские мебели, со вставками из pietra dura, представленные Императорской Гранильной фабрикой в Петергофе, принадлежат к наиболее блестящим украшениям всей выставки во дворце Мануфактур

Одно из этих изделий, которому грунтом послужил бирюзовый камень и которое по типу работы напоминает жанры Cauvet или Salembier, стоили всего 2267 дней работы:

Другой предмет, также с подгрунтом из лазоревого камня и экзотическим ландшафтом, с изображением птиц, требовал 9329 дней:

наконец, третий предмет с белым фоном и экзотическим ландшафтом — 14558 дней»:

Если вам понравился материал — подписывайтесь на наш канал.

Флорентийская мозаика в Хабаровске

В Хабаровском Дворце приёмов, построенном в 1979 году в связи с XIV Тихоокеанским научным конгрессом, в обширном светлом мраморном вестибюле помещена огромная мозаичная картина из минералов и горных пород, прославляющая величие и красоту природы Дальнего Востока – «Поэма о Приамурье». Это прекрасное произведение монументального искусства площадью 12 кв м создано заслуженным художником РСФСР Геннадием Дмитриевичем ПАВЛИШИНЫМ.

Он отразил самую характерную особенность природы Приамурья – сосуществование на одной территории северных и южных растений и животных. Взору посетителя открывается панорама дальневосточного кедрово-широколиственного леса, этих необыкновенных и неповторимых северных джунглей, произрастающих только на Дальнем Востоке. Исполинский кедр рядом с лиственницей, пихтой и ребристой берёзой. Деревья обвивают лианы шизандра (китайский лимонник) с гроздьями красных ягод и чёрный амурский виноград. В тени, среди пышных папоротников и зарослей зимнего хвоща, алеют ягоды таинственного «корня жизни» – женьшеня. Сквозь густые переплетения ветвей просвечивает река. Богат и разнообразен животный мир первобытных дальневосточных лесов, и художник выбрал из него самых типичных представителей, придав им характерные, динамичные позы.

На мозаичной картине – полная гармония красок с мягкими, едва уловимыми теневыми переходами. Для создания мозаики потребовалось десятки разновидностей минералов и горных пород. Подбирая цветные камни, художник не отвергал и те породы, которые не имели броской расцветки, были порой невзрачны на вид – диорит, гранит, базальт, габбро, из них он «нарисовал» стволы и корни деревьев. Но больше всего в картине использованы кальцифиры Хингана и кульдурские офио-кальциты, уж очень обширна у них цветовая гамма – от чёрного и тёмно-коричневого до зелёного и сиреневого. Из них сделаны листья деревьев и трав. На ствол крупного кедра пошла яшма, родонитом выложен ствол ели. Сумрачность векового леса скрасили яркие цветы из сиреневого чароита, лазурита и амазонита. Зоб каменного глухаря выложен ирнимитом – синей удской яшмой, этой геологической эмблемой края. Снежные сугробы хорошо переданы бруситом, вода – голубым халцедоном. Есть в картине и ювелирно-поделочные камни: сердолик, агат, нефрит, флюорит, ониксы, морион, малахит и другие минералы. Рама картины составлена из халцедона.

С помощью алмазной пилы камни распиливались на тонкие пластины, на них наносился контур, позволявший камнерезу придать пластине нужное очертание, затем художник складывал обработанные кусочки минералов, добиваясь четкого изображения задуманной картины. Эта кропотливая работа требовала большого терпения: ведь в картину было уложено более ста тысяч отдельно обработанных камней. Затем собранная мозаика, залитая эпоксидной смолой для склеивания, шлифовалась корундовым порошком, полировалась и после этого, скреплённая стальной рамой, монтировалась в стене.

Флорентийская мозаика по затратам времени и труда является одной из самых сложных. Идеальный подбор камней разных цветов, оттенков, геометрических форм, рисунков требует тщательности и знания возможностей тех или иных пород. Особенностью флорентийских мозаик является их абсолютная уникальность. Каждая картина неповторима, так как рисунок каждого камня уникален и даже при тщательном копировании получается немного иная мозаика.

Чёрный буреинский соболь.
Каменный глухарь.
Уссурийский кабан.
Леопард (барс).
Турухтаны-кулики.
Рысь.
Косуля.
Лебедь-шипун.
Кабарга.
Амурский бурый медведь.
Норка американская.
Дальневосточный длинношерстный тигр.
Лось (сохатый).
Красная лисица.
Изюбр (благородный олень).
Дикий северный олень (согжой).
Амурский барсук.
Гималайский (белогрудый) медведь.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector