275 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Еврейский подсвечник фото

Еврейский подсвечник: описание, история и значение

В любой религии огонь занимает особое место – он является обязательным компонентом практически во всех ритуалах. В этой статье мы рассмотрим такой ритуальный иудейский атрибут, как еврейский подсвечник из 7 свечей. О его видах, происхождении, местоположении и важности в современном богословии, а также о многом другом читайте в этой статье.

Что это?

Этот подсвечник носит название менора или минора. Согласно словам Моисея, семисвечник должен напоминать стебли ветвистого дерева, его верхушки символизируют чашечки, украшения – это символы яблок и цветков. Количество свечей – 7 штук – тоже имеет свое объяснение.

Шесть свечей по бокам являются ветвями дерева, а седьмая посередине символизирует ствол.

Настоящие меноры должны быть изготовлены из цельных кусков золота. Из последних путем чеканки молотком и вырезанием с помощью других инструментов формируются ветви семисвечника. В целом же такой подсвечник символизировал собой Свет, который исходил из Храма и освещал землю. Сейчас подобные семисвечники могут иметь множество разновидностей, а различные украшения на них у евреев только приветствуются.

Как появился?

Свечи всегда использовались в богослужениях почти с самого возникновения любой религии. Однако позже повсеместно они заменились на подсвечники. Но, несмотря на это, в иудаизме свечи в меноре стали использоваться много позже, чем у остальных верований. Первоначально на семисвечниках размещались лишь лампады. Существует теория, согласно которой 7 свечей символизировали 7 планет.

Согласно же другой теории, семь свечей – это 7 дней, в течение которых Бог создал наш мир.

Считается, что самый первый израильский семисвечник был создан евреями ещё во время из странствования по пустыне, а позже был установлен в иерусалимском храме. Во время странствования по пустыне этот светильник зажигался перед каждым заходом солнца, а утром очищался и подготавливался для следующего зажигания. Первая менора находилась в Иерусалимском Храме в течение долгого периода, пока не была похищена во время грабительского похода Древне-Римской империи.

По некоторым сведениям, вместе с основным семисвечником, в Храме находились ещё 9 таких же экземпляров из золота. Позже, в Средневековье, семисвечник стал одним из основных символов иудаизма. Ещё какое-то время спустя, он стал полноценным и важным знаком и эмблемой для тех, кто принимал иудейскую веру. Случилось это после того, как согласно преданию мученики Маккавеев во время своей борьбы за свободу зажгли семисвечники, которые горели 8 дней подряд.

Событие это имело место в 164 году до н. э. Именно этот подсвечник после превратился в восьмисвечник, который ещё называется ханукальным подсвечником. Мало кто обращал на это внимание, но семисвечник изображён на гербе современного государства Израиль.

В наши дни этот золотистый атрибут используется при каждом богослужении еврейского Храма.

Интересные факты

  • В еврейских светильниках раньше никогда не зажигались свечи, в них горело масло.
  • Для горения меноры могло использоваться лишь масло первого отжима. Оно являлось самым чистым и не требовало фильтрации. Масло другого качества необходимо было очищать, потому им не разрешалось пользоваться.
  • Само слово «менора» переводится с иврита как «светильник».
  • Категорически запрещается изготовление светильников, которые по конструкции своей копируют менору. Нельзя их изготовлять не только из золота, но и из других металлов. Даже в Храмах в качестве светильников используются подсвечники с большим или меньшим количеством ветвей.

О том, как выглядит еврейский подсвечник, о его истории и значении смотрите в следующем видео.

Что символизирует менора и какое место занимает в православной вере

На многих старинных зданиях Израиля и археологических находках можно встретить символ еврейского народа. Менора — это золотой подсвечник на семь свечей, который был важнейшей принадлежностью Скинии, а со временем и Иерусалимского храма. Символизировал присутствие Господа среди людей. Сегодня изображение знака является распространенной эмблемой.

История семисвечника

Господь указал Моисею, как сделать менору и как правильно ее зажигать. Его послание можно увидеть в Библии. По преданию, задание для пророка оказалось непосильным, и Всевышний самостоятельно создал семисвечник. Он был выполнен из чистого золота и имел такой вид:

  • ствол по центру с основанием;
  • от него отходило по 3 ветви в две стороны — каждая членилась двумя и завершалась своеобразными емкостями, которые называются гвиим;
  • эти чашечки в виде бокалов — скульптурные изображения завязей плода и цветка;
  • горелки снимались;
  • лампады направлены к центру.

Всего реликвия имела 22 гвиим, 11 завязей и 9 цветков. Чашечки отличались широким отверстием и зауженным днищем. Завязь заостренная, немного угловатая. Цветок отличался отвернутыми краями. Мудрецы Талмуда считали, что менора имела такие размеры:

  • высота — 18 ладоней, что составляет 1,33-1,73 м;
  • ножки в качестве основания длиною в 3 ладони;
  • ширина — 9 ладоней.

В Скинии семисвечник размещался в святилище перед завесой с южной стороны. Ветви были направлены на юг и север. Менора освещала священнослужителей. В Скинии была сооружена лестница из акации, имевшая три ступени. В честь царя Соломона ее сделали из мрамора. По ней поднимался священник, чтобы зажечь светильник. На второй ступени размещались оливковое масло, лопатки, щипцы и др.

Согласно древним еврейским источникам, существует связь между семисвечником и неким растением. Есть утверждение, что им является мориа — цветок из рода шалфея. Но он не всегда имеет 7 разветвлений. Особо напоминает менору дикий вид этой культуры. Согласно одному из мнений, чаши, орнаментированные в виде золотых цветков, это цветы белой лилии.

Еврейская менора, или минора, появилась задолго до Звезды Давидовой. Ее история неоднозначна.

Период Первого Храма

В Х веке до н. э. Соломон построил храм. В нем была размещена менора, а кроме нее, еще пять других золотых подсвечников.

Есть упоминания о еврейском семисвечнике во времена второго взятия Иерусалима вавилонянами. Но принимая во внимание некоторые источники, можно говорить о том, что название использовали для всех светильников. Лишь со временем термином снова начали обозначать принадлежность святилища.

Менора Первого Храма на саркофаге

В 586 году до н. э. Навуходоносор разрушил Соломонский храм. Вся золотая утварь была уничтожена, в т. ч. и меноры. Дальше о них упоминания отсутствуют. Но согласно одной из легенд, семисвечники были спрятаны и возвращены евреями по окончании их изгнания.

Времена Второго Храма

Точных сведений о присутствии во Втором храме меноры с начала его строения нет. Примерно в 170 году до н. э. она была уже точно. Размещалась в храме одна — другие подсвечники не использовались. На это указывает Бэн-Сира. В 169 году до н. э. семисвечник отправили в Сирию. В 164-163 годах до н. э. утварь была возобновлена и менору начали зажигать снова. Мудрецы полагают, что сразу после восстановления она была железной, со временем семисвечник выполнили из золота.

Завоевание Иерусалима римлянами

За 70 лет до начала новой эры римляне осадили Иерусалим. Многие принадлежности храма были закопаны в землю, чтобы они не достались врагам. Но кое-что недруги нашли, в т. ч. и два светильника. Вероятно, что многое так и осталось под завалами.

Зажигание лампад

В процессе использовали оливковое масло первого отжима, потому что в нем нет осадка. Зажигали менору придерживаясь определенных правил.

  1. С вечера в чашечки наливали масло, количество которого было всегда одним и тем же — половина лога. Его хватало на наиболее длинные ночи. Если они были короткими, то масло оставалось на утро.
  2. Семисвечник должен был гореть целую ночь, поэтому первосвященник зажигал его в сумерки, а утром чистил горелки.
  3. Две крайних лампады с запада должны гореть до завершения утренней службы. Во Втором Храме 3 свечи были зажженными и днем.
Читать еще:  Венерин башмачок фото

Пламя Меноры имеет название Нер тамид, что в переводе означает «постоянный светильник».

Согласно преданию, с одной из ветвей случилось чудо, которое не могли объяснить. Говорится о средней лампадке, которая размещалась ближе к западу от трех восточных. Она всегда горела дольше других, хотя в горелку наливали такое же количество масла. За 40 лет до разрушения Второго Храма чудо прекратилось.

Менора на монетах царя Маттатии Антигоноса. Бронза. 37-40 до н.э. Музей Израиля, Иерусалим

Существуют разные мнения насчет продолжительности горения западного светильника. Одни утверждают, что он давал свет до полудня, другие указывают, что лампада горела до вечера. Некоторые исследователи говорят о том, что зажигали святой атрибут раз в год.

Использование символа

После развала храма семисвечник потерял свое практическое значение. Запрещалось делать точные его копии в качестве других храмовых принадлежностей. Поэтому позднее появились другие виды светильников — без сложных элементов декора, с 4, 6 или 9 ветвями.

Наиболее точное изображение меноры, которое сохранилось до теперешнего времени, можно встретить на знаменитой арке Тита, которая находится в Риме. Она была сооружена при царе Домициане. По центру на барельефе изображены пленные, несущие семисвечник. Это изображение — основа символа, присутствующего на гербе Израиля.

Описание меноры в Библии

Некоторые исследователи находят в знаке отличия от меноры, которая описана в Библии. Ими выдвинуто предположение, что римляне заполучили не известный семисвечник, а другой светильник храма. Критики этой версии говорят о таких возможных причинах происхождения отличий:

  • основание реликвии было повреждено и заменено;
  • художник изображал ее по памяти.

Еврейские корни знака

Евреи выбрали символ, чтобы отметить свою религиозную и национальную принадлежность. Менору используют в качестве опознавательного знака иудаизма, как крест у христиан. Исследователи указывают на разные причины выбора изображения семисвечника как символа евреев.

  1. Менора — единая храмовая принадлежность, изготовлена из одного куска золота.
  2. Предмет имеет большое символическое значение. Уступает только Ковчегу, предназначенному для хранения Скрижалей Завета. Его скрывали от посторонних глаз. А семисвечник могли видеть все.
  3. Реликвию создал сам Всевышний. Это единственное храмовое имущество, полученное в результате чуда.
  4. Светильник не использовали в языческих ритуалах.
  5. Свечам в этой религии отводится особое место.

Применение в давний период

На давних захоронениях еврейского народа всегда встречается знак Меноры. Такие подсвечники найдены при раскопках храмов древней Сирии и Ханаана. Они принадлежат к периоду, который датируется XVIII-XV веками до н. э. Но предметы были из глины, имели 7 чаш и в большинстве случаев у них отсутствовала ножка.

Менора на погребальном камне

Подтверждением того, что меноры появилась очень давно, являются ассирийские печати родом из Каппадокии с нанесенным символом. До этого многие поддавали сомнению утверждение о том, что семисвечник принадлежит периоду не ранее V или IV веков. Изображения символа встречаются также на таких предметах:

  • монеты Антигона — 37 год до н. э.;
  • часть штукатурки 37-4 года до н. э. — найдена в Верхнем иерусалимском городе;
  • солнечные часы I века н. э. — раскопаны около Храмовой горы;
  • лампы из глины 70-130 годов до н. э. — найдены в результате археологического исследования Древнего Хеврона.

Детали изображений отличаются. Общими являются три элемента — ствол, основание, 6 ветвей. Ранние символы имеют бокалы, расположенные на одном уровне или в виде дуги. Поздние — планку, которая соединяет ветви и предназначена для горелок.

Со II века еврейский народ использовал символ для украшения стен гробниц, саркофагов. Его также изображали на полах синагог, фресках, росписях. Из-за своего мистического значения рисунок наносили на емкости из стекла, талисманы, печатки и т. д.

В Средние века семисвечник используют в качестве элемента рукописей, окладов. Позднее символ использовали, как рисунок для Мизрах. Его применяли для декорирования Ковчега. На талисманы наносят 7 слов или столько же стихов в виде подсвечника.

Настоящее время

Изображение меноры сегодня наиболее распространенный символ евреев. Он встречается на синагогах, в витражах, разных архитектурных зданиях. Им украшают футляр Торы, Ковчега. Знак наносят на монеты, марки, сувениры. Семисвечник является основным элементом израильского герба, потому что он истинно отражает принадлежность к еврейскому народу.

Золотая Менора в Иерусалиме

В 1956 году парламент Британии подарил скульптуру в виде меноры. Она имеет 5 м в высоту, отлита из бронзы. Размещена возле входа в Кнессета в Иерусалиме. В этом здании также есть мозаика на стене, элементом которой является светильник.

Значение меноры

Исследователи указывают на символичность каждого элемента реликвии. Некоторые говорят только о его эстетическом значении. На этот счет существуют разные мнения.

  1. Семисвечник — олицетворение науки, корни которой стоит искать в Торе.
  2. Менора указывает на человека, который может принимать Божественный свет, используя Тору. Поэтому высота этой храмовой принадлежности достигала его роста.
  3. Реликвия символизировала веру в приход Мессии.
  4. Светильник означает многообразность человеческой природы. Все люди имеют общие истоки и цели, но для их достижения выбирают разные пути.
  5. Ветви символизируют Дерево Жизни. Иногда менору трактуют как перевернутое дерево, которое питается с помощью небес.
  6. Огонь меноры указывает на нужду человечества в свете не только сверху, но и снизу. Каждый должен вносить свою мудрость в окружающий мир.

Части меноры с названиями

Основное значение семисвечника в иудаизме — божественный свет, мудрость, возрождение, бытие, чудеса. Число 7 у евреев — это гармония сил мироздания. Означает полноту и завершенность дней творения мира.

У каббалистов семисвечник имеет мистическое значение. Они считают, что символ обеспечивает надежную защиту от нечистых сил.

Ханукия

Светильник, имеющий 9 ветвей, называется Ханукия. Ее зажигают на протяжении 8 дней праздника Ханука. В давние времена чаши наполняли маслом, теперь используют свечи. Восемь светильников символизируют чудо, когда Маккавеи одержали победу над греками. Девятый – используется для зажигания других.

Первые экземпляры Ханукии были выполнены так, что их подвешивали на стену. Светильники находились на одном уровне. Сегодня встречаются разные формы. Появилась традиция зажигать Ханукии в синагоге. Евреи считают, что делают они это в пользу бедных или тех, кто не смог прийти. Со временем такие светильники появились в домах.

Светильник в христианстве

В давние времена на алтаре размещали подсвечник для двух свечей. Он символизировал естество Спасителя. Со временем на престол начали ставить светильник, подобный меноре. Семисвечник в православии имеет такое значение:

  • символ меноры Скинии и Храма;
  • Дух Святой.

Эти толкования объединяются, указывая на тот факт, что церковь является новым, усовершенствованным храмом. Семисвечник символизирует 7 церковных таинств. Ветви светильника означают богатство Божьей благодати.

Сложно понять, когда в христианстве начали применять символику иудаизма. Согласно результатам археологических раскопок в Палестине, еще в VI веке менору использовали наравне с крестом. Ее изображение находили вместе с символом христианства. Их сочетание встречалось на стенах домов, на руинах церквей, на алтарях, на лампах и т. д.

Читать еще:  Правила и способы размножения бегонии

Большая менора в храме

Соединение знаков имеет два объяснения:

  • предметы принадлежали обращенным евреям;
  • христиане перенесли символику на новую веру.

Ранние церковные отцы говорили о меноре, как о символе Христа. Но стоит понимать, что христианские семисвечники отличаются от еврейских формой.

Менора — еврейский семисвечник

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Семисвечник — Менора — золотой храмовый семисвечный светильник, который использовался во время ритуальной службы в еврейском Храме (слово «менора» — на иврите «светильник»). Семисвечник состоял из центрального светильника и отходящих от него шести симметричных «ветвей»: три с одной стороны и три — с другой. Первая золотая Менора была создана во время странствий евреев по пустыне по слову Вс-вышнего (Шмот, 25:9). После еврейского завоевания Земли Израиля и, чуть позже, возведения Храма в Иерусалиме, семисвечник был помещен во внутренние покои Храма, перед входом в Святая Святых. Где находится оригинальная Менора сегодня — точно не известно, однако, согласно мидрашу, еще до разрушения Первого Храма Менора была скрыта в тайниках в Храмовой горе (см. ниже). На протяжении веков семисвечник-менора служил одним из главных еврейских символов. При создании государства Израиль именно изображение семисвечного светильника было помещено на герб страны.

Оглавление

История семисвечника — Меноры [↑]

Согласно книге Шмот (Исход), золотой Семисвечник, используемый для Храмовой службы Менора был создан во время строительства Переносного Храма — Мишкана (он же Скиния Завета). Это происходило на первый год странствий по пустыне. Менора стояла в Мишкане, и первосвященник-Аарон, каждый день перед наступлением темноты, зажигал лампады светильника. Утром же лампады очищались и подготавливались для следующего зажигания.

После прихода евреев в Землю Израиля, Менора стояла в Мишкане в Шило. Когда царь Соломон (Шломо) возвел Первый Иерусалимский Храм, Менора была помещена туда, вместе со всей священной утварью. Во Втором Храме также стоял семисвечник.

Как указывается в Книге Царей(Млахим I, 7:29), в Первом Храме — Храме царя Шломо — было еще девять менор из чистого золота.

В мидрашах рассказывается, что еще во времена царя Йеошияу — незадолго до разрушения Первого Храма — Менора была зарыта вместе с Ковчегом Завета в тайниках в недрах Храмовой горы. Некоторые считают, что Менора была возвращена в Храм вернувшимися из Вавилонского плена. Однако, по другой версии, во Втором Храме стояла уже другая Менора.

Тем не менее, и во втором Храме тоже стояла Менора-семисвечник. Стояла до тех пор, пока не была украдена греко-сирийцами после завоевания ими Иерусалима.

Когда Маккавеи (Хасмонеи) освободили и очистили Храм (см. историю праздника Ханука), они сделали новую Менору из железа, а лампады припаяли оловом. Впоследствии для Харма сделали серебряную, а затем — и золотую Менору.

В Мишне(трактат Хагига, 3:8) говорится о том, что во Втором Храме было две или три меноры.

После разрушения Второго Храма, Менора была доставлена в Рим и пронесена в триумфальном шествии, запечатленном на известной «Арке Тита» (интересно, что именно изображение на «Арке Тита» послужило прообразом для семисвечника, нарисованного для герба государства Израиль).

Вместе с другими трофеями храмовый семисвечник был помещен в Форуме Веспассиана (т.н. «Храме Мира»), возведенном в честь победы в Иудейской войне.

По прошествии веков все сосуды Храма, включая Менору, были утрачены.

Как выглядела Менора и как она была изготовлена? [↑]

Приведем описание Меноры из книги Шмот ( Шмот, 25:31-40).

Там указано, что Б-г велит пророку Моше (Моисею) сделать семисвечник: «И сделай светильник из чистого золота; чеканной работы будет сделан светильник, его (опорная) нога и его ствол; его венчики, его завязи и его цветы из него будут. И шесть ветвей выходят из его боков: три ветви светильника с одной стороны и три ветви светильника с другой стороны».

Далее описываются уникальные элементы, которыми была украшена Менора: «…Три миндальных венчика на одной ветви, завязь и цветок; и три миндальных венчика на одной ветви, завязь и цветок: так на шести ветвях, выходящих из светильника. А на (самом) светильнике четыре венчика миндальных, его завязи и его цветы. И завязь под двумя ветвями из него, и завязь под двумя ветвями из него, и завязь под двумя ветвями из него; у шести ветвей, выходящих из светильника. Их завязи и их черенки из него будут; весь чеканной работы, цельный, чистого золота».

В следующих предложениях — указание о лампадах Меноры и вспомогательных инструментах для зажигания: «И сделай его лампад семь; и зажжет его лампады, и свет направит к его лицевой стороне. И его щипцы, и его лотки из чистого золота. Из таланта чистого золота должно сделать его со всеми этими принадлежностями. Смотри и сделай по их образцу, какой тебе показан на горе».

Таким образом, свет шести боковых лампад был направлен в сторону центра.

Раши объясняет, что указанная в Торе «чеканная работа» — это не изготовление отдельных частей, которые потом соединяют вместе. Светильник должен был быть изготовлен из одного слитка золота, который мастер чеканит молотком и режет специальным инструментом, отделяя ветви в одну и в другую сторону. Поскольку Моше видел в этом трудность, Вс-вышний приказал ему бросить в огонь талант (определенную меру) золота, и Менора возникла сама по себе.

Центральная лампада Меноры (согласно другим мнениям — крайняя лампада с южной стороны) чудесным образом горела постоянно. Поэтому она называлась «нер тамид» — «постоянный светильник» или «постоянная свеча». Пламя других лампад зажигали каждый вечер.

Запрет изготовления светильника, подобного Храмовой Меноре [↑]

Запрещено изготавливать светильник, подобный Меноре — с семью лампадами, даже если он делается из другого металла. Для синагог, например, изготавливают светильники с другим количеством лампад — большим или меньшим. Есть мнение, что из-за этого запрета в Хануку зажигают светильник с восьмью, а не семью свечами — Ханукию.

Символическое значение Меноры [↑]

Символический смысл Меноры чрезвычайно глубок. Приведем лишь некоторые из объяснений.

Менора в Храме напоминала о духовном свете, который исходил из Храма и освещал весь мир. Поэтому шесть боковых ветвей Меноры соответствовали шести «сторонам» мира: верху и низу, северу, югу, востоку и западу, а посередине — Земля Израиля — Эрец Исраэль.

Семь ветвей Меноры символизируют семь дней творения, а также соответствуют семи дням недели. Из описания Торы ясно, что основной ветвью является именно центральная — ствол, от которого отходят три пары ветвей. Так же и суббота — стоит как бы отдельно, обособленно, она — цель всего мироздания, а шесть предшествующих дней — будничный мир, не что иное, как средство достичь этой цели. Суббота олицетворяет будущий мир, мир вознаграждения и блаженства, которое достигается, когда душа приобщается к своему Б-жественному Источнику. А мир нынешний, предшествующий миру грядущему, — испытательный полигон и место человеческого труда, где «зарабатывается» уготованное человеку благо.

Читать еще:  Все о гибискусе садовом

Менора

Настоящее чудо жизни скрыто в самом процессе возвращения еврея к Торе и заповедям. Человеку, который оторван от еврейской традиции, часто приходится двигаться к ней в полной темноте. И вдруг из одного горячего желания узнать, кто ты и понять это, возникает зажженная свеча, и путь становится чуть-чуть яснее. Уже можно разглядеть далекий-далекий слабый свет перемен к лучшему и всей душой стремиться к нему.

Семисвечник и посвящение левитов. Бемидбар 4

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Бемидбар»

Недельная глава Беhаалотха

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Беhаалотха»

О том, почему в Торе отрывки об обращении Б-га к Моше из Шатра Собрания и о зажигании свечей расположены рядом

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Почему в Меноре семь ветвей?

Рав Реувен Куклин

Как достичь мира в доме?

Какой высоты должен быть светильник в Храме?

Думаю, что светильник — менора должен быть выше человеческого роста. Я прав?

Почему Ханука не упоминается в Танахе и других еврейских источниках?

Рав Яков Шуб отвечает на вопросы: где в Танахе упоминается Ханука? Почему у христиан — книги Маккавеев, а у нас — тишина? Сколько книг должно быть в Танахе? Чем греческое изгнание отличалось от остальных? В чем смысл НЕупоминания Хануки?

О том, почему в Торе отрывки об обращении Б-га к Моше из Шатра Собрания и о зажигании свечей расположены рядом

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Светильники храмовой меноры символизировали различные разделы мудрости. Между ее конструкцией и словами Торы есть много общего.

Почему на каждой боковой ветви Меноры по три чашечки, а на стволе — четыре?

Для чего существует этот мир?

Как делали масло для меноры?

Рав Овадья Климовский

Что делать со своими дурными свойствами?

«Менора»

«Менора» — уникальное сооружение и крупнейший в мире еврейский комплекс, аналогов которому нет в мире. Данный проект отображает прошлое, настоящее и будущее еврейской жизни Днепра. Открыт в Днепре в 2012 году . Общая площадь = 50 000 м². В комплексе расположены офисные помещения, торговые площади, кафе, рестораны, музеи, отели и другие сферы бизнеса и услуг.

Ханукия и Менора

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Золотая менора в Иерусалиме

Менора древнейший символ еврейского народа. В ней ежедневно служители в храме зажигали свечу, и, в канун субботы, в Меноре горели все семь свечей. Так огнем Меноры обозначался жизненно важный цикл, без которого был бы не мыслим сегодняшний мир — недельный цикл.

Не раз приходилось слышать о «кодах» в Торе. О чем именно идет речь?

Известны ли коды, связанные с Ханукой?

Мидраш рассказывает. Недельная глава Трума

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Еврейский подсвечник фото

Иудаизм входит в число наиболее древних религий. В процессе его развития ряд предметов получил культовое значение, и теперь ассоциируются исключительно с евреями и их традициями. В этот список входят оригинальные светильники семисвечник менора и ханукия. Многие люди имеют о них крайне смутное знание, в большинстве случаев даже не представляя себе их предназначение.

Более известной для рядового обывателя считается менора. С древнееврейского языка это слово переводится как «светильник» и означает сложную рожковую конструкцию, в чашечки которой в древности заливалось оливковое масло, а сейчас вставляются свечи. Основная особенность светильника меноры — семь рожков. Согласно Торе (Библии) идею семисвечника предложил Моисею сам Всевышний во время хождения лидера евреев на гору Синай. Чуть позже, пользуясь божественными подсказками, эту мысль воплотил в реальное изделие мастер Бецалель бен Ури. После того как первая менора была готова, ее поместили в Скинию собрания. Впоследствии после обоснования евреев на новых землях и возведения Храма в Иерусалиме священный предмет перенесли в него.

Ряд современных историков оспаривает такое развитие событий, утверждая, что подобные многосвечные светильники имели довольно широкое распространение именно среди народов, населявших территории современных Сирии и Палестины. Просто пришедшие сюда евреи приспособили уже известный предмет обихода для своих нужд. Нечто подобное впоследствии часто происходило и в христианстве, когда его проповедникам приходилось приспосабливать языческие верования и традиции для нужд своей религии.

Однако при всем уважении евреев к меноре символом иудаизма ее изображение стало после жесточайшего поражения от римлян в ходе восстания в I веке н.э. После ликвидации древнего Израиля как государства сотни тысяч пленников-евреев заполнили просторы великой империи, и изображение меноры для них постепенно стало религиозной и национальной эмблемой.

10 февраля 1949 года в недавно сформировавшемся государстве был официально представлен герб Израиля. Он являл собой щит синего цвета с изображенным на нем семисвечным светильником менорой, основанием которого выступает каменная кладка.

Ханукия представляет собой светильник несколько иного типа. Если менора предназначена для использования исключительно как общественный аксессуар и зажигается ежедневно, то ханукия – это бытовой еврейский светильник. По идее, его обязана иметь каждая еврейская семья, причем количество его должно соответствовать числу мужчин в доме. В отличие от меноры зажигается ханукия строго в период отмечания Хануки – восьмидневного празднования чудесной победы Маккавеев в период восстания против греков.

В древние времена ханукии подвешивали на стенах домов слева от входных дверей. Когда же открытое использование еврейских символов в Европе попало под запрет, данный светильник стали зажигать внутри дома. Изменялась и его конструкция. Если раньше это был просто набор масляных светильников либо подсвечников, выстроенный в одну линию и прикрытый в задней части пластиной из металла (обычная мера противопожарной безопасности), то начиная с X века, они получили собственный стандарт, а в XVIII—XIX веках даже было налажено их массовое производство. При этом главным оставалось одно правило: все 8 горелок располагались на одном уровне, что вовсе необязательно для меноры, и различался каждый отдельный огонек.

Материалом для ханукальных светильников мог служить самый разный материал: от камня и глины до различных типов металла вплоть до драгоценных. Форма и размеры данных предметов специально не оговариваются, ограничиваясь только финансовыми возможностями заказчиков и фантазией изготовителей. В результате наиболее совершенные конструкции стали настоящими произведениями искусства.

Итак, в миноре 7 свечей, в ханукие — 9. Менора в доме может быть только одна, а количество ханукий ограничено только числом мужчин в семье, проживающих под одной крышей. Часто случается так, что в дни празднования Хануки в многочисленных и дружных семьях на подоконниках выстраиваются настоящие гирлянды из подсвечников, часто с абсолютно разного вида. Важным моментом является и то, что принцип приобретения данных аксессуаров никак не ограничен постулатами Торы. Каждому человеку не возбраняется приобретать светильник, как для своих нужд, так и в качестве подарка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector