Важная деталь фото
Фотограф должен уметь видеть детали
Умение видеть – это, безусловно, одно из основных качеств настоящего фотографа. Видеть детали, сюжеты, явления, мимо которых любой другой просто пройдет мимо, либо не обратит внимания, будучи отвлечен деталями, сюжетами или явлениями более значительными.
Эта статья не о макросъемке. Макросъемка обычно подразумевает, что объект настолько мал, что его невозможно разглядеть в подробностях невооруженным глазом. Возвращаясь к деталям, заметим, что они могут быть совершенно разных размеров, и вовсе не обязательно мелкими. Например, интересная скульптура в большом архитектурном ансамбле или причудливой формы кусок скалы, затерявшийся среди сотни таких же – это тоже детали. И хотя для их съемки, в отличие от макро, не требуется никакого специального оборудования, зачастую на подобные вещи внимания не обращаешь и проходишь мимо.
Первое и необходимое условие для подробного, детализированного изучения натуры – это отсутствие спешки. Например, большинство снимков, сделанных даже хорошими фотографами в категорийных турпоходах, где маршрут расписан по часам – это, пусть и красивые, но одинаковые и в основном общие виды. Сосредоточиться на чем-то малом просто нет времени. Еще хуже обстоит дело со съемкой на организованных экскурсиях: здесь, помимо нехватки времени, мешают влезающие в кадр то тут, то там головы экскурсантов, а от поиска сюжета отвлекает болтовня экскурсовода.
Но недостаточно найти и увидеть – нужно еще и снять. Подобрать соответствующий ракурс, освещение, оптику… Да, от последней тоже зависит очень многое. Широкоугольные объективы, например, визуально сжимают пространство, делают его более «плоским». С другой стороны, иногда только их применение позволяет взять в кадр не только небольшую деталь на переднем плане, но и окружающие ее объекты – если это художественно необходимо.
Заметим – в большинстве случаев для съемки всякой «мелочевки» используется стандартный 50-мм объектив. Очень важны здесь и точный подбор глубины резкости, и правильный выбор точки фокусировки: ведь при съемке близко расположенных объектов даже небольшое ее смещение в ту или иную сторону способно безнадежно испортить снимок. Немаловажно помнить и о том, что глубина резко изображаемого пространства за точкой фокусировки больше, чем перед ней. А это значит, что если в зоне фокуса должна оказаться большая часть предмета, то фокусироваться нужно ближе к его передней части. Рисунок объектива, от которого обычно мало что зависит при съемке общих видов (поскольку большая часть сюжета находится в зоне резкости), здесь также приобретает огромное значение. Разумеется, это не означает, что нужно носить с собой десяток объективов с разными боке на все случаи жизни, просто желательно знать, как ведет себя тот или иной объектив, и учитывать это при выборе сюжета.
Рассматривать местность в телеобъектив и «выхватывать» из нее интересные детали – также весьма любопытное занятие. Зачастую телевик позволяет не только сфотографировать, но и обнаружить что-то интересное, чего не заметишь невооруженным глазом. В этом случае не всегда стоит спешить нажимать на кнопку. Возможно, лучше добраться до обнаруженного объекта и снять его более короткофокусной оптикой.
И еще: отдельная деталь практически всегда подразумевает рассказ о чем-то большем, целостном. Нужно стремиться к тому, чтобы главное рассказывала сама фотография, но зритель мог домыслить, составить представление о том, что осталось за пределами кадра, правильно почувствовал бы общее настроение места, где был сделан снимок. Следует избегать и неоправданной съемки деталей, просто «чтобы было». Иначе придется комментировать полученные снимки в стиле «здесь я снял часть своего ботинка, я иду по Парижу, а если поднять объектив чуть выше – то там была бы видна Эйфелева башня».
Иногда хочется в одной работе показать и общий вид чего-то, и детали. В этом случае имеет смысл объединять работы в диптихи и триптихи. Две-три собранные вместе фотографии расскажут куда больше, чем каждая из них в отдельности, а зачастую – заставят «играть» фотографии, каждая из которых сама по себе «никакая». Всяческие композиции хорошо умеют делать те, кто прошел обучение графическому дизайну в академии ШАГ, там дают целостные знания в этой области.
Стоит отдельно сказать о съемке росы, паутинок и капелек воды на листьях. Здесь девяносто процентов успешной фотографии – правильно поймать освещение. Смотришь на паутинку, покрытую росой – все играет и искрится. А делаешь кадр – хорошо, если хоть что-то будет видно. Происходит это из-за того, что живой блеск мы видим объемным зрением, к тому же немного перемещаясь. А на фотографии важно поймать ту единственную точку, с которой этот эффект был бы наиболее ярко выражен.
Полезно носить с собой маленькое карманное зеркальце – оно поможет направить солнечный зайчик в нужную сторону. Умение видеть малое – это умение смотреть не только по сторонам, но и под ноги. Если вдали открывается прекрасный вид, сфотографированный уже несколькими сотнями людей – зачем он тебе? Не лучше ли поискать в окрестностях какой-нибудь маленький уголок, который, возможно, понравится тебе куда больше? Ведь и из египетских пирамид можно сделать «мыльничную» картинку 10×15, а можно, собирая клюкву на болоте в Тверской области, сфотографировать коряжку, достойную печати в полстены: сюжет никак не привязан к формату.
Хотя, надо сказать, фотографии каких-то небольших уголков природы обычно все же лучше смотрятся в «камерном» исполнении. Большими полотнами любуются издалека, а здесь – у зрителя возникнет желание подойти поближе.
Съемку деталей сложно отнести к какому-то отдельному жанру в фотографии. Скорее, она имеет право на существование в рамках почти любого другого жанра. Например, если речь идет о портрете – то можно снять отдельно глаза или руки, поймав выразительный взгляд или жест. В пейзаже это – любой маленький уголок природы, травинка, коряжка, опавшие листья на зеркале воды. Немало примеров можно привести и из других жанров: архитектурной съемки, натюрморта, даже из репортажной фотографии…
В заключение – приведем несколько примеров того, что можно снять, переключив свой уровень восприятия на малое.
В городе: мелкие городские зарисовки из жизни синиц и голубей, лужи на асфальте, в которых отражается что-то интересное, художественно освещенные камни на мостовой, росток, пробивающийся сквозь асфальт.
В лесу: необычный гриб, муравейник, причудливой формы веточка, лесные цветы и ягоды, паутинки.
На море: различные морские обитатели, оказавшиеся на суше или в литоральных лужах во время отлива, водоросли, выбеленные морем коряжки.
В разрушенных домах: старинные предметы, оставленные жильцами, живущие в руинах кошки, обугленные балки, остатки росписей.
Даже не выходя из своего дома, просто оглянувшись по сторонам или выглянув в окно и посмотрев во двор, зачастую можно обнаружить интересные сюжеты.
Фото, на которые следует взглянуть дважды, чтобы заметить важные детали (22 фото)
Чтобы сделать достойный кадр, вам вовсе не обязательно создавать постановочную композицию, продумывать все детали и настраивать освещение. Иногда фотографии, достойные внимания, получаются спонтанно. Сегодня мы собрали для вас подборку необычных снимков, к которым вам нужно будет внимательно присмотреться, чтобы рассмотреть все детали.
Когда нужно присмотреться к фотографии, но ты не сразу понимаешь, в чем дело
Добавь на снимок динамику, чтобы сделать его лучше
В любой непонятной ситуации можно просто принять позу из «Титаника»
Мигрирующие динозавры? Присмотритесь внимательнее
Когда стремление к порядку заходит слишком далеко
Место преступления, а не обычная скучная крыша
Обычный загородный участок. но присмотритесь внимательнее
«Подруга прислала фотографию, на которой ее парень делает ей предложение. А потом попросила присмотреться»
Утка, которая понятия не имеет о притаившейся опасности
И тут отец пустил слезу.
«Я люблю своего отца»
Когда на улице слегка похолодало
Нет, тут нет зеркала
Отличный способ взбодрить клиента в парикмахерской
«Всего лишь вода»
«Я даже и не понял сначала, зачем сестра прислала мне фотографию холодильника»
Маскировка 100 уровня
Наверное, тоже ждет своего принца
Когда вам кажется, что за вами наблюдают, возможно, вам не кажется
Если вы не понимаете, зачем он показывает на плакат, присмотритесь получше
Пропуская скорую на дороге, будьте внимательнее
«Служба профессиональных разнорабочих»
«Моя девушка жутко меня испугала»
Всего одна деталь, которая кардинально все меняет
«Веган»
10 правил композиции
10 простых правил построения композиции в кадре.
1. Контраст
Как привлечь внимание зрителя к вашей фотографии? В кадре должен быть контраст:
- Более светлый предмет снимают на тёмном фоне, а тёмный на светлом.
- Не фотографировать людей на жёлтом или коричневом фоне, цвет фото будет неестественным.
- Не снимайте людей на пёстром фоне, такой фон отвлекает внимание зрителя от модели.
2. Размещение
Важные элементы сюжета не должны быть хаотично размещены. Лучше, чтобы они образовывали простые геометрические фигуры.
3. Равновесие
Объекты, расположенные в разных частях кадра, должны соответствовать друг другу по объему, размеру и тону.
4. Золотое сечение
Золотое сечение было известно ещё в древнем Египте, его свойства изучали Евклид и Леонардо да Винчи. Самое простое описание золотого сечения: лучшая точка для расположения объекта съемки — примерно 1/3 от горизонтальной или вертикальной границы кадра. Расположение важных объектов в этих зрительных точках выглядит естественно и притягивает внимание зрителя.
5. Диагонали
Один из самых эффективных композиционных премов — это диагональная композиция.
Суть её очень проста: основные объекты кадра мы располагаем по диагонали кадра. Например, от верхнего левого угла кадра к правому нижнему.
Этот приём хорош тем, что такая композиция непрерывно ведет взгляд зрителя через всю фотографию.
6. Формат
Если в кадре преобладают вертикальные объекты — снимайте вертикальные кадры. Если фотографируете пейзаж — снимайте горизонтальные кадры.
7. Точка съемки
Выбор точки съемки прямым образом влияет на эмоциональное восприятие снимка. Запомним несколько простых правил:
- Для портрета лучшая точка на уровне глаз.
- Для портрета в полный рост — на уровне пояса.
- Старайтесь кадрировать кадр так, чтобы линия горизонта не разделяла фотографию пополам. Иначе зрителю будет сложно сфокусировать внимание на объектах в кадре.
- Держите камеру на уровне объекта съемки, иначе вы рискуете получить искажённые пропорции. Объект, снятый сверху, кажется меньше, чем есть на самом деле. Так, снимая человека с верхней точки, на фотографии вы получите человка маленького роста. Фотографируя детей или животных, опуститесь до уровня их глаз.
8. Направление
Наш мозг привык читать слева направо, так же мы оцениваем и снимок. Поэтому смысловой центр лучше располагать в правой части кадра. Таким образом взгляд и объект съёмки как бы движутся навстречу друг другу.
При построении композиции всегда учитывайте этот момент.
9. Цветовое пятно
Если в одной части кадра присутствует пятно цвета, то в другой должно быть что-то, что привлечет внимание зрителя. Это может быть другим цветовым пятном или, например, действием в кадре.
10. Движение в кадре
Снимая движущийся объект (автомобиль, велосипедиста), всегда оставляйте свободное пространство впереди объекта. Проще говоря, располагайте объект так, как будто он только «вошёл» в кадр, а не «выходит» из него.
Hand-Made. Как сделать «продающее» фото изделия
Вы приняли решение вывести свой рукодельный талант на новый уровень и начать на нем зарабатывать. Первым делом вы создали блог или группу во «Вконтакте» (страницу в соцсетях).
Как сфотографировать товар так, чтобы потенциальный покупатель захотел его приобрести? Помимо того, что фото должно выделять все детали демонстрируемого изделия, оно должно быть качественным и композиционно грамотным.
Для этого необязательно быть профессиональным фотографом и иметь дорогостоящую аппаратуру. Достаточно иметь телефон с хорошей камерой и знать некоторые нюансы съемки. Разберем некоторые из них.
Позаботьтесь об освещении
Естественный свет – залог успеха любой фотографии.
Чтобы добиться красивой фотокарточки важно учесть:
прямые солнечные лучи дают слишком контрастные перепады яркого света и глубоких теней;
важно не только общее количество света, но и его равномерное распределение;
при съемке объемных или глянцевых изделий одного источника света недостаточно;
чтобы осветлить противоположную сторону изделия, используйте отражатель.
В качестве отражателя можно использовать лист белого картона или бумаги
Композиция и фон
Не стоит забывать и о композиции. В первую очередь, нужно подобрать фон, на котором изделие будет выделяться и не сольется. Как фон можно использовать однотонную ткань, деревянную доску или простой лист бумаги. Избегайте пестрого рисунка, так как он сфокусирует внимание на себе, а не на продаваемом товаре. Сейчас существуют специальные фотофоны различных фактур и цветов, которые могут прийти на выручку в этом вопросе.
Как правило, в соцсетях взгляд задерживается на фотографиях с большим количеством деталей. Важно, чтобы детали создавали единую концепцию, а не бардак. Для этого расположите реквизит с похожей и сочетающейся цветовой гаммой, создайте с их помощью некий сюжет. Тут может подойти что угодно, не сдерживайте фантазию. Но не увлекайтесь сильно. Повторюсь, акцент должен быть сделан именно на изделии.
Может подойти что угодно, не сдерживайте фантазию. Но не увлекайтесь сильно. Повторюсь, акцент должен быть сделан именно на изделии
Существует много правил построения композиции. Одни уверены, что композиция должна быть выстроена по нарастающей, другие высчитывают положение каждого предмета формулами, третьи просто стараются не завалить горизонт, и действуют по вкусу.
Есть мнение, что фото становится привлекательнее, если на нем изображено нечетное число предметов. Таким образом, вы как бы обрамляете главный предмет (в данном случае изделие Hand made) с помощью двух других. Смотреть на такой снимок комфортнее и покупателю в глаза сразу бросается презентуемый товар.
Стоит упомянуть еще одно правило в построении композиции – правило третей. Оно основано на упрощенном правиле золотого сечения. В этом случае кадр условно делится двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями. Чтобы было легче ориентироваться, в настройках включите функцию «сетка». Смысл в том, что акценты на фотографии будут в точках пересечения линий – именно в данных точках необходимо размещать главный предмет. Кроме того, попробуйте создать некий ритм на снимке. Он достигается путем повторения одинаковых линий, форм, наклонов.
Кукла изображена вдоль так называемой точки силы, что создает впечатление акцентирования и большей заинтересованности к композиции, чем простое расположение предмета в центре кадра
Помните: ракурс должен показывать изделие с лучшей стороны. Поэтому пробуйте фотографировать изделие и выставленную вами композицию в разных ракурсах.
Что касается, например, одежды ручной работы, то стоит позаботиться о модели или манекене.
Во-первых, покупателю проще представить эту вещь на себе, а во-вторых, такая композиция смотрится более эстетично
Постобработка
После того, как отщелкали изделие, предстоит обработать фотографии. У вас целая куча снимков – выберите самые удачные. После этого можно приступать к редактированию.
Для этого можно использовать как встроенный редактор (в iPhone он довольно неплохой), так и бесплатные приложения по типу:
Но качество фотографии губится при злоупотреблении фильтрами и прочими инструментами обработки снимков на смартфонах. В частности, они могут исказить цвета и у покупателя сложится неверное представление о товаре.
Важно: цвет на фото и цвет в реальности должны совпадать.
А вот регулировать яркость, контрастность, тени и резкость можно, а порой даже нужно. Ещё можно размыть фон, оставив в фокусе только товар.
На «продающем» фото должен присутствовать ваш ник. Его можно сделать с помощью сервиса «SMMplanner». Как покупатель, крайне не люблю водяные знаки, пересекающие фото прямо по центру и скрывающие детали изделия. Ставьте маркировку в углу, с небольшим заплывом на предмет съемки.
Здесь обрезать знак сложно, но при этом работа не испорчена
Подведем итог
В создании фото, которое будет продавать главное – практика и еще раз практика. Тренируйтесь, развивайте чувство вкуса, используйте фантазию. И тогда результат не заставит себя ждать.